Нам иногда кажется что процессы, нас окружающие, хаотичны, однако это далеко не всегда так, и в случайных событиях можно находить определенные паттерны поведения процесса, собирая данные этого процесса и анализируя их. Сложные бизнес-задачи порой кажутся неразрешимыми, но, собирая данные бизнес-процессов, обработав и визуализировав их можно находить ценные инсайты, постепенно приводящие к решению таких задач в том или ином виде.

В этой статье я хочу рассказать про то как можно увидеть определенные паттерны в событиях, на первый взгляд кажущимися хаотичными. Собрав небольшое количество данных, после и подготовки и визуализации можно не найти каких-либо интересных результатов поведения исследуемых систем. Но чем шире становится выборка, по мере увеличения набора данных, визуализация может приобретать заметные поведенческие особенности системы, которые можно описать словами, и которые дадут вам некоторое понимание работы системы. C другой стороны, когда у вам очень много данных, отображение всех событий сразу тоже может не дать понимания, поэтому данные придется агрегировать. Для иллюстрации такого примера в этой статье рассмотрим футбольные пасы.

Футбол, наверное, самый популярный спорт в мире. Я не увлекаюсь футболом, но мне всегда было интересно посмотреть базовые паттерны этой игры, исследуя большое количество данных в разных матчах. То есть, интересно было построить некую усредненную картину футбола. Надо отметить, что для футбола есть свои правила игры, поэтому паттерны игры должны существовать.

Попробуйте мысленно разделить все футбольное поле на квадратные метры и прикинуть в каких направлениях и на какие дистанции пасуют игроки, а также из каких зон поля производится больше всего пасов. Понятно, что прикинуть можно, но на сколько верная картина у вас получится — непонятно. Поэтому дальше мы будем находить, преобразовывать и работать в Tableau с данными футбольных пасов.

Один раз я случайно наткнулся на 2 статьи:

Football Winds Map
Advanced sports visualization with Python, Matplotlib and Seaborn

В статьях рассматривался анализ и визуализация событий футбольных матчей, и в первой статье была приведена интересная аналогия футбольных пасов с ветром и сделана карта «футбольного ветра».

Вообще, описание хаотичных, на первых взгляд, систем известными физическими уравнениями для газа или жидкости практикуется, например, в анализе транспортных потоков, где транспортные потоки описываются уравнениями Навье-Стокса для Ньютоновской жидкости (Статья Traffic Management Model). Поэтому визуализация футбольных пасов в виде карты ветров тоже достаточно интересна, и мне интересно стало сделать что-то подобное в Tableau.

1. Сбор и преобразование данных

Данные о действиях на поле во время матчей собраны StatsBomb – часть из них есть в открытом доступе на GitHub. Данные представлены в виде 890 JSON файлов, каждый файл содержит данные одного матча. Данные содержат информацию о следующих лигах/кубках:

— Champion League 1999
— 2019 — FA Women’s Super League 2018
— 2020 — FIFA World Cup 2018
— La Liga 2004 — 2020
— NWSL 2018
— Premier League 2003 — 2004
— Women’s World Cup 2019

 

Tableau может читать JSON, но не 890 файлов сразу, поэтому далее преобразуем все 890 JSON файлов в 1 CSV файл. Предварительно нужно скачать zip архив с GitHub и распаковать все 890 файлов в локальную директорию. Скрипт ниже читает все JSON файлы в указанной папке на локальном компьютере и преобразует каждый файл в CSV файл.

import json
import pandas as pd
from pandas.io.json import json_normalize
import os

#set working directory
path="C:\Docs\Tableau\SportsVizSunday\Foolball 2018\open-data-master\data\matches"

for filename in os.listdir(path):
    if filename.endswith(".json"):
        bb=os.path.join(path, filename)
        print(bb)
        with open(bb, encoding="utf8") as data_file:
            data = json.load(data_file)
        df = json_normalize(data, sep="_")

        a = df.to_csv(path + filename + '.csv', encoding="utf8", index=None)

        df1 = pd.read_csv(path + filename + '.csv')
        df1.to_csv(path + filename + '.csv', index=False)

        continue
    else:
        continue

После завершения работы этого скрипта вы получите 890 .csv файлов в указанной в скрипте директории. Далее склеим все файлы в 1 .csv. Следующий скрипт делает UNION всех файлов в указанной папке и сохраняет их как один CSV файл:

import os
import glob
import pandas as pd
#set working directory
os.chdir('C:/Docs/Tableau/SportsVizSunday/Foolball 2018/open-data-master/data')

#find all csv files in the folder
#use glob pattern matching -> extension = 'csv'
#save result in list -> all_filenames
extension = 'csv'
all_filenames = [i for i in glob.glob('*.{}'.format(extension))]
#print(all_filenames)

#combine all files in the list
combined_csv = pd.concat([pd.read_csv(f) for f in all_filenames ])
#export to csv
combined_csv.to_csv( "combined_ccs.csv", index=False, encoding='utf-8-sig')

Теперь у нас есть один общий CSV файл, содержащий информацию о событиях в каждом из 890 матчей. Дальнейшую очистку данных и удаление ненужных полей я сделал в Tableau Prep. В данных осталась только информация о пасах. Координаты точек пасов в конечном датасете определяются точками начала и конца паса на декартовой системе координат, и их можно отобразить на футбольном поле. Для различных футбольных матчей размеры поля могут отличаться; в исходных данных такие отклонения были компенсированы так, чтобы каждый матч можно было отобразить на поле со следующими координатами:

В самом датасете данные всех координат игровых событий подготовлены так, как будто для любой команды правая сторона поля — это сторона противника.

2. Оценка данных при помощи Tableau

Tableau идеально подходит для быстрого анализа, поэтому попробуем просто отобразить все пасы при помощи линий и оценить их количество, Подключим полученный CSV файл к Tableau и отобразим точки начал и концов пасов. Точки начала:

Точки конца:

Получились картинки из которых ничего непонятно, поскольку количество точек на каждой немногим меньше 900 000 штук, а это почти миллион. Для построения линий пасов сделаем UNION в Tableau:

Таблица Output_football_all.csv будет отвечать за координаты начала пасов, а Output_football_all.csv1 будет отрисовывать координаты концов пасов. Если соединить все точки, то есть, каждый пас представить линией, получим на уровне прозрачности 1% следующее:

Id в грануляции здесь – это идентификатор паса. То есть Tableau на минимальном уровне прозрачности рисует около 890 000 линий, и все они сливаются в один синий прямоугольник — это нам тоже ничего не дает. Но мы можем понять что в одном матче, в среднем, проводится примерно 1000 пасов, то есть, каждая команда выполняет около 500 пасов. Это примерно соответствует официальной футбольной статистике.

Вычисления XXX и YYY выглядят следующим образом:

XXX

CASE RIGHT([Table Name],1)
WHEN ‘1’ THEN [X0] ELSE [X1]
END

YYY

CASE RIGHT([Table Name],1)
WHEN ‘1’ THEN [Y0]
ELSE [Y1]
END

3. Агрегация данных

Эта картина нам ни о чем не говорит, потому что здесь около 890 000 линий, и все они накладываются друг на друга. Поэтому следующим шагом я решил сгруппировать линии по началу старта, округлив X0 и Y0:

X0

ROUND(FLOAT(MID(SPLIT([Location],’,’,1),2,10)))

Y0

ROUND(FLOAT(SPLIT(SPLIT([Location],’,’,2),’]’,1)))

Если расположить округленные координаты на футбольном поле, получим следующее:

То есть, футбольное поле было разделено на квадраты примерно метр на метр, и все координаты пасов в пределах каждого квадратного метра были стянуты в одну точку. Вычисление COUNT в цвете здесь определяет количество пасов в каждой точке:

COUNT { FIXED [X0],[Y0]: SUM(1)} / 2

То есть, вычислениями с округлениями мы разбили футбольное поле на квадраты со стороной 1 метр (примерно), и далее будем визуализировать пасы из каждого квадрата. 2 в знаменателе нам нужно для того, чтобы вернуть верное кол-во пасов, поскольку данные были увеличены в 2 раза операцией UNION. Для каждого такого квадрата усредним координаты конца паса:

XXX

CASE RIGHT([Table Name],1)
WHEN ‘1’ THEN [X0]
ELSE { FIXED [X0], [Y0], [Table Name]: AVG([X1])}
END

YYY
CASE RIGHT([Table Name],1)
WHEN ‘1’ THEN [Y0]
ELSE { FIXED [X0], [Y0], [Table Name]: AVG([Y1])}
END

То есть, усредняя координаты конца паса, мы все пасы с одного квадратного метра заменяем только одной линией — это сильно уменьшает общее количество линий на визуализации. Так мы избавляемся от проблемы перекрытия большим количеством линий друг друга. Получается такая картина:

Направления пасов показываем добавлением Table Name в Size, получая утолщение линии в конце паса. Так создается ощущение летящего мяча.

И конечный виз в Tableau:

Клик для перехода

В этом визе специально низкое количество пасов отмечается черным цветом, чтобы на темном фоне такие линии, как несущественные, были практически не видны. Если поменять палитру, усилив линии с низким количеством пасов, то получим:

Интересно построить динамическую картину пасов, начиная с одного матча, и на каждом следующем шаге добавляя пасы другого матча. Такая динамическая картина как раз показывает переход от кажущегося хаоса на малом количестве данных к упорядочению линий на большом количестве данных:

В этом видео из визуализации были убраны данные о пасах вратаря, угловые и сбрасывания, чтобы оставить только пасы игроков в процессе игры, определяющие картину атаки. Сравните визуализацию данных одного матча, где не наблюдается закономерности в пасах и создается ощущение случайных данных, и визуализацию данных пасов в 889 матчах, где есть четкая симметричная картина атаки. 

Для пасов одного матча вообще непонятно что происходит на поле, практически невозможно выделить приоритетные направления пасов:

Для 30 матчей полупрозрачные линии закрывают разметку в центре поле, но можно выделить некоторые участки, где наиболее часто производятся пасы:

Для 889 матчей можно видеть приоритетные направления пасов на каждом участке поля:

Надо отметить что после 300 матчей картина сильно не меняется.

Заключение

Данные, которые мы визуализировали, включают информацию о пасах в различных видах соревнований, игры различных лиг, женский и мужской футбол. Мы получили общую усредненную картину, которая может дать понимание того, как в футболе проходит атака. На сайте Reddit в сообществе r/dataisbeautiful этот виз прокомментировали 600 раз, виз собрал более 35000 upvotes, каждый нашел свои инсайты в этой визуализации. 

Целью визуализации не являлся точный анализ футбольных матчей — в этой визуализации из хаоса цифр была создана упорядоченная и логичная картина, которая сама по себе является достаточно красивой визуализацией. Также приведенный пример показывает насколько сильно меняется картина пасов от одного матча до данных нескольких сотен матчей, то есть, мы можем видеть переход от казалось бы хаотичной системы к упорядоченной.

Также выше мы могли убедиться, что небольшое количество данных и слишком большое количество точек не работают на визуализации, а работает некоторое среднее количество.

Sometimes it seems to us that the processes that surround us are chaotic, but this is far from always the case, and in random events one can find certain patterns of process behavior, collecting data from this process and analyzing it. Complex business tasks sometimes seem insurmountable, but by collecting data from business processes, processing and visualizing it, you can find valuable insights that gradually lead to the solution of such tasks in one form or another.

In this blog post I’d like to talk about how you can see certain patterns in events that at first glance seem chaotic. Having collected a small amount of data, after both preparation and visualization, one may not find any interesting results of the behavior of the systems under study. But the wider the sample becomes, as the dataset grows, the visualization can acquire noticeable behavioral features of the system, which can be described in words, and which will give you some insight into the work of the system. On the other hand, when you have a lot of data, displaying all events at once may also be confusing, so the data will have to be aggregated. To illustrate such an example, in this article, consider football passes.

Note: saying ‘Football’ in this blog post i mean ‘Soccer’ for american readers

Football is probably the most popular sport in the world. I am not a football fan, but I was always interested to see the basic patterns of this game, exploring a large amount of data in different matches. That is, it was interesting to build some kind of averaged picture of football. It should be noted that football has its own rules of the game, so game patterns must exist.

Try to mentally divide the entire football pitch into square meters and estimate in which directions and at what distances the players pass, as well as from which areas of the pitch the most passes are made. It is clear that you can estimate, but how much the correct picture you get is not clear. Therefore, we will continue to find, transform and work in Tableau with the football pass data.

Once I stumbled upon 2 articles by accident:

Football Winds Map
Advanced sports visualization with Python, Matplotlib and Seaborn

The articles dealt with the analysis and visualization of the events of football matches, and the first article gave an interesting analogy of football passes with the wind and made a map of the “football wind”.

In general, the description of seemingly chaotic systems by known physical equations for a gas or liquid is practiced, for example, in the analysis of traffic flows, where traffic flows are described by the Navier-Stokes equations for a Newtonian fluid (Article ‘Traffic Management Model’). Therefore, the visualization of football passes in the form of a wind map is also quite interesting, and it became interesting for me to do something similar in Tableau.

1. Data Collecting and Preparing

Data on actions on the field during matches was collected by StatsBomb – some of it is publicly available on GitHub. The data is presented in the form of 890 JSON files, each file contains the data of one match. The data contains information about the following leagues / cups:

– Champion League 1999
– 2019 – FA Women’s Super League 2018
– 2020 – FIFA World Cup 2018
– La Liga 2004 – 2020
– NWSL 2018
– Premier League 2003 – 2004
– Women’s World Cup 2019

 

Tableau can read JSON format, but not 890 files at once, so next we convert all 890 JSON files into one CSV file. First you need to download a zip archive from GitHub and unpack all 890 files into a local directory. The python script below reads all JSON files in the specified folder on the local computer and converts each file to a CSV file:

import json
import pandas as pd
from pandas.io.json import json_normalize
import os

#set working directory
path="C:\Docs\Tableau\SportsVizSunday\Foolball 2018\open-data-master\data\matches"

for filename in os.listdir(path):
    if filename.endswith(".json"):
        bb=os.path.join(path, filename)
        print(bb)
        with open(bb, encoding="utf8") as data_file:
            data = json.load(data_file)
        df = json_normalize(data, sep="_")

        a = df.to_csv(path + filename + '.csv', encoding="utf8", index=None)

        df1 = pd.read_csv(path + filename + '.csv')
        df1.to_csv(path + filename + '.csv', index=False)

        continue
    else:
        continue

After completion of this script, you will receive 890 .csv files in the directory specified in the script. Next, merge all the files into one .csv file. The following script makes a UNION of all files in the specified folder and saves them as one CSV file:

import os
import glob
import pandas as pd
#set working directory
os.chdir('C:/Docs/Tableau/SportsVizSunday/Foolball 2018/open-data-master/data')

#find all csv files in the folder
#use glob pattern matching -> extension = 'csv'
#save result in list -> all_filenames
extension = 'csv'
all_filenames = [i for i in glob.glob('*.{}'.format(extension))]
#print(all_filenames)

#combine all files in the list
combined_csv = pd.concat([pd.read_csv(f) for f in all_filenames ])
#export to csv
combined_csv.to_csv( "combined_ccs.csv", index=False, encoding='utf-8-sig')

We now have one CSV file containing event information for each of the 890 matches. I made further data cleansing and removal of unnecessary fields in Tableau Prep. Only the information about the passes remained in the data. The coordinates of the pass points in the final dataset are determined by the pass start and end points in a Cartesian coordinate system, and can be displayed on a football pitch. Pitch sizes may vary for different football matches; in the initial data, such deviations were compensated so that each match could be displayed on the pitch with the following coordinates:

In the dataset itself, the data of all coordinates of game events are prepared as if for any team the right side of the field is the opponent’s side.

2. Evaluating Data with Tableau

Tableau is ideal tool for ad-hoc data analysis, so let’s just try to display all passes using line marks and estimate their number. Connect the resulting CSV file to Tableau and display the start and end points of the passes.

Start points:

End points:

We got pictures from which nothing is clear, since the number of points on each is a little less than 900,000 pieces, which is almost a million. To build the passing lines, let’s make a UNION in Tableau:

The Output_football_all.csv table will be responsible for the coordinates of the start points of the passes, and Output_football_all.csv1 will draw the coordinates of the ends of the passes. If we connect all the dots, that is, each pass is represented by a line, we get the following at an opacity level of 1%:

The id pill in granulation here is the pass id. That is, Tableau draws about 890,000 lines at the minimum opacity level, and they all merge into one blue rectangle – this does not give us anything either. But we can understand that in one match, on average, about 1000 passes are made, that is, each team makes about 500 passes. This is roughly in line with official football statistics.

The XXX and YYY calculations look like this:

XXX

CASE RIGHT([Table Name],1)
WHEN ‘1’ THEN [X0] ELSE [X1]
END

YYY

CASE RIGHT([Table Name],1)
WHEN ‘1’ THEN [Y0]
ELSE [Y1]
END

3. Data Aggregating

This picture doesn’t tell us anything, because there are about 890,000 lines here, and they all overlap. Therefore, the next step I decided to group the lines at the start, rounding X0 and Y0:

X0

ROUND(FLOAT(MID(SPLIT([Location],’,’,1),2,10)))

Y0

ROUND(FLOAT(SPLIT(SPLIT([Location],’,’,2),’]’,1)))

If we place the rounded coordinates on the football pitch, we get the following:

That is, the football pitch was divided into squares of about one meter by one meter, and all the coordinates of the passes within each square meter were pulled into one point. The calculation of COUNT in color here determines the number of passes at each point:

COUNT { FIXED [X0],[Y0]: SUM(1)} / 2

That is, by calculations with rounding, we divided the football field into squares with a side of 1 meter (approximately), and then we will visualize passes from each square. We need 2 in the denominator in order to return the correct number of passes, since the data was doubled by the UNION operation. For each such square, we average the coordinates of the end of the pass:

XXX

CASE RIGHT([Table Name],1)
WHEN ‘1’ THEN [X0]
ELSE { FIXED [X0], [Y0], [Table Name]: AVG([X1])}
END

YYY
CASE RIGHT([Table Name],1)
WHEN ‘1’ THEN [Y0]
ELSE { FIXED [X0], [Y0], [Table Name]: AVG([Y1])}
END

That is, averaging the coordinates of the end of the pass, we replace all passes from one square meter with only one line – this greatly reduces the total number of lines on the visualization. This way we get rid of the problem of overlapping a large number of lines with each other. It turns out the following picture:

Pass directions are shown by adding Table Name field to Size on the Mark shelve, getting a thickening of the line at the end of the pass. This creates the feeling of a flying ball.

And the final viz in Tableau that was created as a submission for the awesome SportsVizSunday project:

Click to open the viz

In this viz, the low number of passes is marked in black specially so that on a dark background such lines as insignificant are practically invisible. If we change the palette, strengthening the lines with a low number of passes, we get:

It is interesting to build a dynamic picture of passes, starting with one match and adding passes from another match at each next step. This dynamic picture just shows the transition from seeming chaos on a small amount of data to the ordering of lines on a large amount of data:

In this video, the data on goalkeeper passes, corners, kick-offs and throws-in have been removed from the visualization, so that only the passes of the players during the game, which determine the picture of the attack, are left. Compare the visualization of data from one match, where there is no pattern in the passes and gives a sense of random data, and the visualization of data of passes in 889 matches, where there is a clear symmetrical pattern of attack.

For the passes of one match, it is generally not clear what is happening on the pitch, it is almost impossible to highlight the priority areas of passes:

For 30 matches, semi-transparent lines cover the pitch markings in the center of the pitch, but there are some areas where passes are most often made:

For 889 matches, you can see the priority passing directions on each section of the football pitch:

It should be noted that after 300 matches the picture does not change much.

Conclusion

The data we have visualized includes information on passes in various types of competitions, games in various leagues, and women’s and men’s football. We got an overall average picture that can give an understanding of how attack is played in football. On the Reddit site, in the r/dataisbeautiful community, this visualization was commented 600 times, the viz collected more than 35,000 upvotes, so everyone found their insights in this visualization.

The purpose of the visualization was not an accurate analysis of football matches – in this visualization, an orderly and logical picture was created from the chaos of numbers, which in itself is a pretty good picture. The given example also shows how much the picture of passes changes from one match to the several hundred matches, that is, we can see the transition from a seemingly chaotic system to an ordered one.

Also above, we could make sure that a small amount of data and too many points do not work on visualization, but a certain average amount works.