Карты глубин и высот известны давно и широко используются в топографии. Надо отметить что линии эквивалентных высот и глубин называются изогипсы и изобаты соответственно, но для упрощения дальше будем использовать «линии высот» и «линии глубин». В этой статье я хочу рассказать как создавать карты высот и глубин в Tableau и делать их более привлекательными для зрителя. Карты, которые мы будем создавать, нацелены на быстрое понимание рельефа. Сама идея таких визуализаций у меня появилась после того, как я  рассматривал классические топографические карты. Дело в том, что линии глубин и высот не всегда быстро можно считать и понять рельеф местности.

Давайте посмотрим на карту острова O’Ahu, Hawaii 1938 года:

На карте есть много информации, включая линии высот. Проблема в том, что очень сложно понять рельеф острова на таких картах. Это могут сделать лишь профессионалы, работающие постоянно с картами. Обычный же пользователь мало что поймет. На следующей карте показаны контуры высот острова Hawaii. Эту картинку понять намного проще, но надо сверяться с цифрами высот на контурах.

Или возьмем пример топографической карты из википедии:

В школе мне всегда сложно было понять на таких картах где какие высоты и глубины — эти карты обычно перегружены данными и прочитать высоты и представить картину рельефа довольно трудно. Сейчас картографические программы и инструменты визуализации значительно шагнули вперед и позволяют работать со слоями используют различные интерактивные фичи. Именно проблема понимания таких карт 20 лет назад и работа с картами сегодня побудили меня написать эту статью. Сейчас с линиями высот и глубин можно работать увлекательно и получать удовольствие от процесса.

1. Контуры высот

Давайте построим контуры высот островов штата Гавайи. На портале hawaii.gov есть множество интересных географических датасетов. В том числе, есть контуры острова O’Ahu c шагом 20 футов. Загрузим контуры в формате .shp и подключим этот файл к Tableau. Если перенести поле Geometry на лист, то карта с линиями создастся автоматически. Я поменял цвет карты на темно-серый.

Линий на карте много, Поэтому они накладываются друг на друга, и картину высот не видно. Можно уменьшить непрозрачность линий:

Более интересная картина получается при переносе поля Contour в цвет. Это поле имеет значения: 0, 20, 40…, то есть, это высота. поэтому цвет контуров меняется в соответствии с высотой:

Эта картина сама по себе красива. За счет изменения цвета создается 3d — эффект рельефа. Давайте рассмотрим случай когда нужно показывать не все линии, а, например, нужно убрать часть линий, то есть, увеличить шаг высот. Для этого сделаем вычисление Contour Filter:

[Contour]%500 = 0

Это булево поле, которое будет соответствовать True, когда высота делится на 500 без остатка. Если бросим поле в фильтр и оставим только значения True, то останутся контуры с высотами 0, 500, 1000…:

Получили другую картинку. Можно менять значение 500 и делать любой шаг высот. 

Добавление анимации позволяет видеть подъем по высотам, а для острова Оаху это выглядит как замерзание воды. С анимацией рельеф воспринимается совершенно на другом уровне — можно видеть все неровности поверхности по мере увеличения высот в динамике.

Сама визуализация на Tаbleau Public здесь. Карту можно приближать.

Эту анимацию хорошо приняли пользователи Reddit в сабреддите r/dataisbeautiful. Пост cобрал больше 15000 upvotes и 200 комментариев.

Удивительно что люди сравнивали анимацию линий высот с инеем, растеканием чернил на бумаге, листьями растений. Эта картина также напоминает фрактальные структуры.

И еще пара примеров анимации визов, cделанных по этому принципу. Та же карта острова Oahu, но высоты показываются, начиная с самой высокой точки:

Контуры высот Пуэрто Рико. Точками обозначены населенные пункты. Саму визуализацию можно найти здесь.

Про создание такой анимации я рассказывал в статье «Создание видео при помощи Tableau и программных роботов».

Теперь рассмотрим другой остров. Картина рельефа острова Hawaii или Big Island сильно отличается от рельефа острова Oahu. Этот остров имеет 5 вулканов, включая спящий вулкан Мауна-Кеа (4205 м над уровнем моря). Шаг линий — 100 футов.

До этого мы работали только с линиями высот, но можно визуализировать рельеф при помощи полигонов. В архивах stanford.edu есть датасет с контурами всех островов архипелага Гавайи. Здесь данные представлены в виде замкнутых контуров с шагом 500 футов, и Tableau определяет геометрию как Polygon, а не как Linestring. В Tableau такие полигоны будут выглядеть так:

В настройках Marks можно устанавливать цвета границы полигонов. На нижнем рисунке слева нет границы, справа она есть.

2. Линии глубин

Визуализация линий глубин в Tableau не отличается от визуализации линий высот. Но в этом разделе мы рассмотрим новую возможность Tableau, которая появилась в версии 2020.4 и называется Multiple marks layer support for maps.

Суть этой фичи заключается в том, что на карты теперь можно добавлять любое количество слоев. Подробнее можно прочитать в статье Marc Reid «Tableau Map Layers» и в статье Ivett Covacs «What’s New in Tableau 2021.1: Snowflake Geospatial Support with Map Layers».

Рассмотрим как можно создать такую визуализацию:

Для начала нужно найти данные. Данные по всем великим озерам кроме озера Верхнего есть здесь. А батиметрические линии озера Верхнего можно найти здесь.

Все данные в формате Esri shapefile format сохраняем на локальной машине и разархивируем в одну папку. Коннектимся сначала к одному .shp файлу (File — Spatial file в настройках подключения Tableau).

Получим такой набор данных:

Построим сами контуры, обозначив глубину цветом:

Далее подключим остальные файлы. В качестве поля соединения выберем глубину. Обратим внимание, то файлы с разных ресурсов, и названия полей разные. Поэтому приводим DEPTH к целому числу INT(DEPTH) и соединяем c полем Contour.

На одном листе создаем несколько слоев простым перетаскиванием полей Geometry на лист:

Получили 5 слоев, каждый из которых можно настраивать индивидуально при желании:

Обратим внимание, что мы не пользуемся программами типа QGis для работы с геоданными, а соединяем все в Tableau — эту существенно экономит время.

В исходных данных каждого слоя линии глубин имеют разный шаг. Например, для озера Верхнего шаг 20 метров, а для озера Эри — 1 метр. Кроме этого, у трех озер линии глубины начинаются с 1, а у других — с нуля. То есть, мы имеем неэквивалентные данные, и нужно их нормализовать для получения корректной картины на одном листе. Давайте во всех слоях оставим только линии с шагом 20 метров, то есть, 0,20,40….

Создадим вычисление Depth Filter:

[Contour]%20 = 0 OR [Contour] = 1

Число 20 здесь — это желаемый шаг глубины. В настройках экстракта оставим только True для этого поля. Таким образом, в экстракте останутся только значения глубин 0,1,20,40…

Установив диапазон цвета от -400 до 0 для каждого слоя, получим нормализованную картину:

Озеро Верхнее — самое глубокое, а озеро Эри — мелкое. Поэтому озеро Эри плохо проявилось на нашей картинке. Для детального отображения каждого озера можно использовать свой источник с одной таблицей — так сделано в итоговой визуализации.

Надо отметить что цветовая палитра на этой визуализации выбрана не для детального анализа, а скорее, для того, чтобы показать как можно обыгрывать неровности дна. Для анализа глубин лучше применять двухцветную градиентную палитру.

3. Эффект 3D на картах

Про контуры Tanaka я рассказывал в статье Contour Plots и оценка плотности событий в Tableau . На картах неровности рельефа при помощи такого метода выглядят так:

Картинка отсюда.

Чтобы построить подобное в Tableau, нужен с датасет с батиметрическими контурами. Выше мы рассмотривали линии глубин, и в датасетах линии хранились как linestring. Кроме того, далеко не всегда такие линии замыкались. Для задачи добавления 3D эффекта нам нужны данные с замкнутыми контурами (contours). Нужно либо тип Linestrings приводить к Polygons в программах типа QGis, что может быть не очень просто; либо найти датасет с готовыми контурами. В открытом доступе не там много хороших датасетов с контурами. Для Малого Невольничьего озера датасет в формате SHP есть здесь. Построим следующую визуализацию с 3D эффектом:

В Tableau исходные данные выглядят так:

Если построить контуры в Tableau по исходному датасету, получим такую картину:

Проблема в том, что исходные данные здесь в формате linestrings, и полигоны в Tableau не получится построить. Для построение полигонов нужно определить порядок следования точек в каждом контуре и добавить в данные новое поле point_order.

Для того, чтобы перевести формат .shp в формат .csv с координатами X,Y,Z, воспользуемся подходом, про который мне рассказал Егор Ларин. Этот подход описан на форуме Tableau, его разработал Richard Leeke. Я конвертировал данные в .csv утилитой ShapeToTab, ссылка на нее есть в описании подхода.

Утилита для нашего датасета возвращает данные в таком виде:

Sl_ID здесь идентификатор контура, point order — порядок точек в контуре. line_segment_id мы использовать не будем.

Сделаем UNION для полученного файла Sl_Points.csv, соединив 3 одинаковых файла, а также сделаем INNER JOIN с исходной таблицей, исключив из нее геоданные:

Далее рисуем полигоны на карте. Про то как делать Tanaka Contours в Tableau я подробно писал в в статье Contour Plots и оценка плотности событий в Tableau. Здесь сделано то же самое за тем лишь исключением, что поля X и Y являются широтой и долготой, поэтому точки отображаются на карте. Cаму подложку карты я делал в Mapbox Studio.

Можно сделать параметр, отключающий слои теней, чтобы получить обычные двумерные контуры глубин:

Добавим легенду и интерактив, теперь можно убирать слои полигонов по глубине. Получится интересная картина:

Саму визуализацию можно найти здесь.

Conclusion

Линии высот и глубин хорошо передают особенности рельефа. Классические карты с множеством линий порой сложно понять, а современные инструменты визуализации данных позволяют по-другому взглянуть на топографию, взаимодействуя с картой, отключая слои и меняя цвета. Кроме того, линии глубин и высот можно представлять в виде кривых или полигонов, создавать анимацию для более глубокого понимания рельефа.

Bathymetry is the measurement of the depth of water in oceans, rivers, or lakes. Bathymetric maps look a lot like topographic maps, which use lines to show the shape and elevation of land features.

On topographic maps, the lines connect points of equal elevation. On bathymetric maps, they connect points of equal depth. A circular shape with increasingly smaller circles inside of it can indicate an ocean trench. It can also indicate a seamount, or underwater mountain (according to National Geographic).

Topoghraphic and bathymetric maps have been known for a long time and are widely used in the world. It should be noted that the lines of equivalent heights and depths are called isohypses and isobaths, respectively, but to simplify further we will use ‘elevation lines’, ‘depth lines’ or ‘elevation contours’, ‘depth contours’.

In this article, I want to show you how to create elevation and depth contours in Tableau. The maps that we will be creating are aimed at quickly understanding the relief. The idea of ​​such visualizations came to me after looking at classic topographic maps. The fact is that the lines of depth and elevation can not always be read quickly to understand the terrain.

Let’s take a look at O’Ahu island map, Hawaii, 1938

There is a lot of information on the map, including elevation lines. The problem is that it is very difficult to understand the relief of the island on such maps. This can only be done by professionals who constantly work with maps. The common user will understand little. The following map shows the elevation contours of Hawaii Island. This picture is much easier to understand, but you need to check the heights on the contours.

Or take an example of a topographic map from Wikipedia:

At school, it was always difficult for me to understand on such maps where what heights and depths are – these maps are usually overloaded with data and it is rather difficult to read the heights and present a picture of the relief. Now cartographic and visualization tools have made significant strides forward and allow working with layers using various interactive features. It was the problem of understanding such maps 20 years ago and working with maps today that prompted me to write this article. Now with the lines of heights and depths, you can work excitingly and enjoy the process.

1. Elevation Contours

Let’s draw the elevation contours of the Hawaii islands. The hawaii.gov portal has many interesting geographic datasets. Including, there are the contours of the island of O’Ahu with a 20 feet step. Download the contours in the .shp format and connect this file to Tableau. If you drag the Geometry field to the sheet, then the map with lines will be created automatically. I changed the background color of the map to dark gray:

There are many lines on the map, so they are superimposed on each other, and the picture of relief is not visible. You can reduce the opacity of the lines get more clear picture:

A more interesting picture is obtained when putting the Contour field to color. This field has values: 0, 20, 40 …, that is, this is the height. So the color of the outlines changes according to the height:

This picture is beautiful in itself. By changing the color, a 3d – relief effect is created. Let’s consider a case when you need to show not all lines, but, for example, you need to remove some of the lines, that is, increase the step of heights. To do this, let’s make the Contour Filter calculation:

[Contour]%500 = 0

This is a boolean field that will match True when the height is divisible by 500 without a remainder. If we use the field as a filter and set only True value, then contours with heights of 0, 500, 1000 … will remain:

We got another picture. You can change the value of 500 and take any step of heights.

Adding animation allows you to see the rise in heights, and for the island of Oahu it looks like water freezing. With animation, the relief is perceived on a completely different level – you can see all the surface irregularities as the heights increase in dynamics.

The visualization on Tableau Public is here. You can zoom in the map.

This animation was well received by Reddit users on the r / dataisbeautiful subreddit. The blog post collected over 15,000 upvotes and 200 comments.

It’s amazing that people compared the animation of elevation lines to frost, ink spreading on paper, plant leaves. This pattern also resembles fractal structures.

And a couple more examples of animatied vizzes made according to this principle. The same map of the island of Oahu, but the heights are shown starting from the highest point:

There are elevation contours of Puerto Rico where the dots mark the settlements. The visualization itself can be found here.

I shared how to create such animations in the article ‘Creating Videos with Tableau and Software Robots‘.

Now let’s look at another island. The topography of Hawaii or Big Island is very different from that of Oahu. This island has 5 volcanoes, including the dormant volcano Mauna Kea (4205 m above sea level). The line spacing is 100 feet.

Until then, we only worked with lines in Tableau, but you can render terrain using polygons. The stanford.edu archives contain a dataset with the contours of all the islands in the Hawaii archipelago. Here, the data is presented as closed loops in 500 feet increments, and Tableau defines the geometry as a Polygon rather than a Linestring. In Tableau, such polygons will look like this:

In Tableau on the marks shelve, you can set the colors of the polygon border. On following picture, there is no border on the left, it is on the right.

2. Bathymetric Lines

Visualizing depth lines in Tableau is no different from drawing height lines. But in this section, we’ll deal with a new Tableau feature that appeared in version 2020.4 and called Multiple marks layer support for maps.

The essence of this feature is that any number of layers can now be added to maps. More details can be found in the article ‘Tableau Map Layers’ by Marc Reid and in the article written by Ivett Covacs ‘What’s New in Tableau 2021.1: Snowflake Geospatial Support with Map Layers’.

Let’s clear how you can create such visualization:

First you need to find the data. Data on all great lakes except for Lake Superior is here. Bathymetric lines of Lake Superior can be found here.

Save all data in the Esri shapefile format on the local machine and unzip it into one folder. Let’s connect first to one .shp file (File – Spatial file in Tableau connection menu).

We get the following data set:

Let’s build the contours, marking the depth with color:

Next, let’s include the rest of the files. Select the depth as the connection field. Note that the files are from different resources, and the names of the fields are different. Therefore, we cast DEPTH to an integer INT (DEPTH) and connect it to the Contour field.

On one sheet, create several layers by simply dragging and dropping Geometry fields onto the sheet:

We got 5 layers, each of which can be customized individually if desired:

Please note that we do not use programs like QGis to work with geodata, but we connect everything in Tableau – this saves time significantly.

In the initial data of each layer, the depth lines have a different step. For example, for Lake Superior, the step is 20 meters, and for Lake Erie the step is 1 meter. In addition, three lakes have depth lines starting at 1, while others start at zero. That is, we have non-equivalent data, and we need to normalize them to get the correct picture on one sheet. Let’s leave in all layers only lines with a step of 20 meters, that is, 0,20,40 …

Create a Depth Filter calculation:

[Contour]%20 = 0 OR [Contour] = 1

The number 20 here is the desired depth step. Set only True for this field in the extract filter. Thus, only the depth values of 0,1,20,40… will remain in the extract.

By setting the color range from -400 to 0 for each layer, we get a normalized picture:

Lake Superior is the deepest and Lake Erie is shallow. Therefore, Lake Erie did not show up well in our picture. For a detailed display of each lake, you can use your own source with one table – this is done in the final visualization.

It should be noted that the color palette in this visualization was chosen not for detailed analysis, but rather in order to show how to play with the unevenness of the bottom. For depth analysis, it is best to use a two-color gradient palette.

3. 3D Effect on Maps

I talked about contours of Tanaka contours in the blog post ‘Contour Plot and Density Estimation in Tableau‘. On maps, the relief unevenness using this method looks like this:

The picture is from here.

To build something like this in Tableau, you need a dataset with bathymetric contours. Above, we considered the depth lines, and in the datasets, the lines were stored as linestring type. In addition, such lines were not always closed. For the task of adding a 3D effect, we need data with closed contours. You either need to cast Linestrings to Polygons in programs like QGis, which may not be very easy; or find a dataset with ready-made contours. In the internet, there are not many good datasets with contours. For Lesser Slave Lake located in central Alberta, Canada, the dataset in .shp format you can find here. Let’s build the following visualization with a 3D effect:

In Tableau, the initial data looks like this:

If we plot the contours in Tableau from the original dataset, we get the following picture:

The problem is that the source data is in linestrings format, and the polygons in Tableau cannot be built. To build polygons, you need to determine the order of the points in each contour and add a new field point_order to the data.

In order to convert the .shp format to the .csv format with coordinates X, Y, Z, we will use the approach that Egor Larin told me about. This approach is described on the Tableau forum and was developed by Richard Leeke. I converted the data to .csv using ShapeToTab utility, a link to it is in the description of the approach.

ShapeToTab utility for our dataset returns data in the following form:

Sl_ID here is the contour identifier, point_order is the order of points in the contour. We will not use line_segment_id field.

Let’s make a UNION for the resulting Sl_Points.csv file, connecting 3 identical files, and also make an INNER JOIN with the original table, excluding geodata from it:

Next, draw polygons on the map. I wrote in detail about how to do Tanaka Contours in Tableau in the article ‘Contour Plot and Density Estimation in Tableau‘. The same is done here, except that the X and Y fields are latitude and longitude, so the points are displayed on the map. I made the map background in Mapbox Studio.

You can make a parameter to turn off shadow layers to get the common 2D depth contours:

Add legend and interactive, now you can remove polygon layers by depth. An interesting picture will turn out:

The visualization itself can be found here.

Conclusion

The elevation and bathymetric lines convey the features of the relief well. Classic multi-line maps are sometimes difficult to understand, while modern data visualization tools allow you to look at topography in a different way by interacting with the map, turning off layers and changing colors. In addition, the lines of depths and heights can be represented in the form of curves or polygons, creating animations for a deeper understanding of the relief.